FAQ по Ogg Vorbis

Список разделов Ogg Vorbis Статьи

Описание: Статьи и их обсуждения

Сообщение #1 VEG » 28.11.2005, 21:16

Что обозначает Ogg Vorbis?

Ogg — контейнер для хранения потоков данных, таких как видео или аудио. Он обеспечивает необходимые средства для надёжной транспортировки файла, контроля целостности файла, минимизации количества перемещений по файлу во время воспроизведения нескольких потоков.

Vorbis — формат потока сжатых аудиоданных, разработанный специально для хранения в контейнере Ogg. Обратите внимание, что многие другие форматы также способны к внедрению в контейнер Ogg: Speex — для сжатия голоса; FLAC — для сжатия звука без потерь; Theora — для сжатия видео.

Ogg Vorbis сжимает данные с потерями. Что это значит?

Сжатие с потерями (англ. lossy) обычно применяется для сжатия мультимедийных данных. Для достижения высокой степени сжатия алгоритмы сжатия с потерями выбрасывают часть данных таких образом, чтобы органы человека не различали оригинал и сжатые данные. С уменьшением битрейта потери всё больше, поэтому начинают проявляться всевозможные ощутимые искажения и «артефакты». В качестве примера можно привести форматы: Ogg Vorbis, MP3 и JPEG.

Также существует сжатие без потерь (англ. lossless). Это алгоритмы сжатия информации, при использовании которых закодированная информация может быть восстановлена с точностью до бита. Для каждого из типов цифровой информации, как правило, существуют свои алгоритмы сжатия без потерь. Zip — формат универсального сжатия информации без потерь. FLAC — формат безпотерьного сжатия цифрового звука.

Почему при одинаковом битрейте Ogg Vorbis звучит лучше, чем MP3 и WMA?

Битрейт не является определяющим качество показателем. Для разных форматов на одном и том же битрейте качество звука может значительно отличаться. Это зависит от используемой психоакустической модели. В Ogg Vorbis используется более современная психоакустическая модель, поэтому в результате мы получаем лучшее качество звука.

Какое качество (битрейт) выбрать?

В кодерах Ogg Vorbis не принято устанавливать битрейт явным образом (хотя эта функция также предоставляется пользователю). Дело в том, что качество Ogg Vorbis не очень удобно измерять в килобитах в секунду (т.к. Ogg Vorbis использует переменный битрейт), поэтому его измеряют при помощи шкалы качества (quality) от -2 до 10 (включая все дробные значения, например, 3,75).

Лучше всех знают, какой какое качество вам нужно, только ваши уши. Попробуйте закодировать музыку с разными настройками качества, и определить, какое вас больше всего устраивает. Для примера приведём свои рекомендации для кодирования музыки (со стандартной частотой дискретизации 44.1kHz).

  • q-2, q-1 (32kbps-48kbps)
    Достаточно для мелодии в мобильный телефон, для хранения различных приколов и других звуков, где качество стоит не на первом месте.
  • q0, q1 (64kbps-80kbps)
    Оптимальный выбор для прослушивания интернет-радио и для портативных устройств (телефон или флэш-плеер). На улице или в метро вы вряд ли вообще услышите огрехи низкого битрейта. Некоторые люди даже в тихой комнате на внешней акустике не замечают разницы.
  • q2, q3 (96kbps-112kbps)
    Достаточно для домашнего компьютера при прослушивании через обычную внешнюю акустику стоимостью до 100$.
  • q4, q5 (128kbps-160kbps)
    Наиболее подходит для прослушивания на достаточно качественной аппаратуре.
  • q6, q7 (192kbps-224kbps)
    Только для меломанов с дорогим оборудованием, хранения самых дорогих записей.
  • q8, q9, q10 (256kbps-512kbps)
    Для тех, кто думает, что чем больше — тем лучше :) Но здесь уже стоит обратить внимание на FLAC — как-никак, сжатие без потерь.

Как соотносятся битрейты MP3/WMA9 и Ogg Vorbis при одинаковом качестве?

Понятие качества для каждого человека исключительно субъективно, ведь у всех совершенно разный слух, не глядя на похожие уши. Но тем не менее, мы приведём примерную таблицу соответствия битрейтов. Для каждого формата и битрейта дополнительно указана стандартная частота среза (выше неё все отбрасывается).

Код: Выделить всё
MP3 112kbps - 14.0kHz / q-1 48kbps - 15.5kHz
WMA  96kbps - 15.5kHz / q-1 48kbps - 15.5kHz
MP3 128kbps - 16.0kHz / q0  64kbps - 15.5kHz, q1 80kbps - 16.0kHz
MP3 160kbps - 18.0kHz / q2  96kbps - 16.5kHz, q3 112kbps - 18.0kHz
WMA 128kbps - 18.0kHz / q2  96kbps - 16.5kHz, q3 112kbps - 18.0kHz
MP3 192kbps - 20.0kHz / q4 128kbps - 21.0kHz
WMA 160kbps - 19.0kHz / q4 128kbps - 21.0kHz
MP3 224kbps - 20.5kHz / q5 160kbps - 22.0kHz
WMA 192kbps - 19.0kHz / q5 160kbps - 22.0kHz
MP3 256kbps - 21.0kHz / q6 192kbps - 22.0kHz
MP3 320kbps - 22.0kHz / q7 224kbps - 22.0kHz
                      / q8 256kbps - 22.0kHz
                      / q9 320kbps - 22.0kHz
                      / q10 500kbps - 22.0kHz

Какой кодер следует выбрать?

Лучшим кодером сегодня по праву считается aoTuV вместе с оболочкой OggEnc2 (скачать можно на rarewares.org). Но если по каким-то причинам вам нужно очень быстро закодировать большой объём музыки (например, для конвертации музыки для портативного плеера) — Lancer с его реактивной скоростью будет очень кстати (скачать можно на страничке автора). Поскольку он основан на aoTuV, вы можете быть уверены в качестве результата.

Где я могу подобрать для себя интернет-радио, вещающее в формате Ogg Vorbis?

Вы можете подобрать что-нибудь по следующим ссылкам:
1. Подборка на нашем сайте
2. Официальная wiki-страница
3. Поиск на сайте Icecast

Какие телефоны поддерживают Ogg Vorbis и FLAC?

Лучшая поддержка Ogg Vorbis и FLAC во всех телефонах на базе Android. Ogg Vorbis поддерживается из коробки во всех моделях, FLAC — за редким исключением.

Где я могу подобрать для себя аппаратный плеер с поддержкой формата Ogg Vorbis или FLAC?

Можем предложить несколько вариантов:
1. Портативные плееры на официальной wiki-странице
2. Стационарные плееры на официальной wiki-странице

Но для жителей стран СНГ будет актуальнее:
1. Портативные плееры с поддержкой Ogg Vorbis и/или FLAC на Яндекс Маркет
2. Стационарные медиаплееры с поддержкой Ogg Vorbis и/или FLAC на Яндекс Маркет
3. Обзоры плееров на ixbt.com, mobile-review.com, websound.ru и terralab.ru.

Как при помощи стандартного консольного кодера закодировать файл объемом более 2Гб?

Воспользуйтесь поточным вводом:
Код: Выделить всё
oggenc -q0 -o output.ogg - < input.wav

Какие браузера поддерживают Ogg Vorbis?

На данный момент поддержка формата Ogg Vorbis встроена в Firefox, Chrome и Opera. К сожалению, Microsoft и Apple не хотят встраивать этот формат в свои браузера. Однако, в свете обещанной Adobe поддержки формата WebM (VP8+Theora) есть большой шанс, что скоро появится простая возможность реализовать проигрывание Ogg Vorbis и в браузерах без его поддержки.
Последний раз редактировалось VEG 20.11.2006, 02:04, всего редактировалось 11 раз(а).
VEG M
Администратор
Аватара
Возраст: 29
Откуда: Минск, Беларусь
С нами: 11 лет 6 месяцев


Сообщение #31 arcman » 06.04.2006, 10:37

Ну так и есть - непрезентативная диаграмма :)<br>
Но даже с учётом всех поправок - всё равно можно уверенно заявлять что OGG(...) один из первых и _наверняка_ лучше LAME_MP3.
arcman
Последователь
Откуда: Kazan
С нами: 11 лет 2 месяца

Сообщение #32 AJIeKC » 08.04.2006, 12:14

А где бы можно ознакомиться с математической базой OGG раз это "открытый" кодек? С приведенной блок-схемой и матаппаратом для каждого блока: блока фильтров, перцептуальной схемы, блока масштабирования....
И каковы перспективы использования OGG вместо MPEG Layer в цифровом радиовещании?
AJIeKC
Заинтересованый
С нами: 11 лет 1 месяц

Сообщение #33 arcman » 08.04.2006, 15:04

AJIeKC<br>
Где ... - STFW ;)<br>
И каковы перспективы использования OGG вместо MPEG Layer в цифровом радиовещании?<br>
Почитай - недавно обсуждали.<br>
http://forum.ixbt.com/topic.cgi?id=93:3<br>
На сверх низких битрейтах (32кбит/с) лучше OGG был только безымянный AAC, но наиболее экономный OGG всё равно оказался на треть меньше в объёме.<br>
Щас вроде как ведутся работы по улучшению психоаккустики на сверхнизких битрейтах, так что OGG наверняка станет лучшим выбором для интернет радио(он и щас уже очень даже).<br>
Так что пробуй и делай выводы.
arcman
Последователь
Откуда: Kazan
С нами: 11 лет 2 месяца

Сообщение #34 VEG » 08.04.2006, 17:14

AJIeKC писал(а):А где бы можно ознакомиться с математической базой OGG раз это "открытый" кодек? С приведенной блок-схемой и матаппаратом для каждого блока: блока фильтров, перцептуальной схемы, блока масштабирования....
Почему вы написали слово открытый в кавычках? Если вы сомневаетесь, что у формата имеются открытые спецификации и исходные коды, так достаточно заглянуть на официальный сайт, чтобы убедиться в обратном. Касательно информации о спецификациях обсуждалось здесь. В спецификациях освещены все касательно формата. По этому документу может вестись не только доработка существующего кодера и декодера, но и разработка совершенно нового совместимого кодировщика или декодера.
AJIeKC писал(а):И каковы перспективы использования OGG вместо MPEG Layer в цифровом радиовещании?
Обсуждается здесь. Перспективы хорошие. Для радиовещания Ogg Vorbis - это весьма и весьма удобный вариант. Прослушивать поток смогут пользователи любой платформы. Если у слушателя нет чем прослушать Ogg Vorbis - пускай запускает радио прямо в своем браузере! Так сделано, например, у европы-плюс. Ну и качество. На мой взгляд, для инет-радио идеальный вариант - 48kbps. На модеме все равно радио не слушает, а для нормального ADSL это цветочки...
С наилучшими пожеланиями, Евгений
VEG M
Администратор
Аватара
Возраст: 29
Откуда: Минск, Беларусь
С нами: 11 лет 6 месяцев

Как использовать 255 отдельных каналов?

Сообщение #35 rms » 05.06.2006, 23:38

"Он поддерживает до 255 отдельных каналов"....

Мне, конечно, не 255 нужно. Только ~22 на свой усилитель для каждого помещения вывести в школьном музее. И управлять ВКЛ.-ВЫКЛ. и громкостью в реальном времени.

Может можно эти каналы пристроить...
Где про это можно подробней разузнать?
rms
Заинтересованый
Откуда: Москва
С нами: 10 лет 11 месяцев

Сообщение #36 VEG » 06.06.2006, 03:13

rms писал(а):"Он поддерживает до 255 отдельных каналов"....
Мне, конечно, не 255 нужно. Только ~22 на свой усилитель для каждого помещения вывести в школьном музее. И управлять ВКЛ.-ВЫКЛ. и громкостью в реальном времени.
Может можно эти каналы пристроить...
Где про это можно подробней разузнать?
255 каналов — это техническое ограничение спецификации. Т.е. не факт, что существует софт, который реализует эти возможности. Но всегда под рукой имеются исходники декодера, чтобы адаптировать декодер под конкретно свои нужды.
Хотелось бы узнать, а каким усройством вы собираетесь выводить звук? Как я понимаю, планируется подключение нужного количества аудиоплат? От этого уже и будем отталкиваться при решении проблемы...
С наилучшими пожеланиями, Евгений
VEG M
Администратор
Аватара
Возраст: 29
Откуда: Минск, Беларусь
С нами: 11 лет 6 месяцев

Сообщение #37 rms » 10.06.2006, 05:01

VEG писал(а): Как я понимаю, планируется подключение нужного количества аудиоплат? От этого уже и будем отталкиваться при решении проблемы...

Да. В эту сторону направлены наши мысли. Не ясно, правда, удастся ли натыкать нужное кол-во в одну корзину... Ну, и не только это. Они не должны толкаться локтями между собой. И им же ещё надо что-то скармливать, что б они выполняли свою главную полезную функцию -- звуковой сигнал выдавали. С ходу просматривается одно решение: создавать для каждого элемента звукового сопровождения несколько (по кол-ву плат) многоканальных записей, причём для одной платы по 1-2 каналам есть звук, а по остальным записана тишина. Для оставшихся плат по всем каналам тишина. На отлично не тянет, т.к. в случае проведения 2-ух экскурсий с небольшим сдвигом по времени надо уже 2-а сигнала одной платой воспроизводить... Наверное, можно подключать только ту плату, которая нужна по ходу экскурсии..
Бывали случаи когда приехавшие гости разбредались по музею. И тогда нужна фоновая подзвучка по всем помещениям сразу. Раньше играло всё сразу, но это так себе. Я, вот, думаю... нельзя ли подменить для звуковых плат фиксированный файл с многоканальным звуком из которого они воспроизводят на "динамичный" - постоянно дописываемый файл? Дописывать в него в нужное место то что сейчас - по ходу- нужно. Или создать (постоянно генерировать) поток данных в котором может быть независимо записан звук для каждого помещения. Не бред всё это? Собственно поэтому меня и заинтересовал OGG с его 255 канальным звуком. С этим всем надо разбираться. Лезть в глубину, и, в ообщем, совсем с нуля. Есть, конечно, другие варианты. Выдавать 1-2 звука. И коммутировать это на выходе. Но коммутатора 2-3х22 нет, а 32х32 - проф.оборудование- для школы слишком дорого. Или коротить входа усилителей кроме одного-двух, но это железо изобретать, стыковать с компом...И прогр писать всё-равно надо. Хоть так, хоть этак. Только гибкости у системы меньше будет. Если можете чем помочь или подсказать -- будем благодарны.
rms
Заинтересованый
Откуда: Москва
С нами: 10 лет 11 месяцев

Сообщение #38 VEG » 12.06.2006, 15:02

Все задуманное вами проще реализовать специализированным средством. То есть необходимо будет написать соответсвующую программу, которая позволит запускать несколько потоков аудио независимо.
На вход будут подаваться моно или стерео поток (каждый зависимый поток в отдельном файле), а программа в нужное время будет распараллеливать потоки на разные аудиокарты. Как бонус - удобная панель управления всем этим делом.
С наилучшими пожеланиями, Евгений
VEG M
Администратор
Аватара
Возраст: 29
Откуда: Минск, Беларусь
С нами: 11 лет 6 месяцев

Сообщение #39 rms » 14.06.2006, 14:25

VEG писал(а):Все задуманное вами проще реализовать специализированным средством.

"И где ж найти нам средство(или средства) что б вновь попасть туда...."
Да, это должно быть проще. Возникают другие препятствия.
Нужно, наверное, для этого довольно хорошо разбираться в Твёрдом и Мягком. Не уверен, что у нас найдётся кому сделать, не сильно ломая голову... Есть, конечно, но конкретно этими вопросами не занимались. надо разбираться. Лето, правда, время есть. Каникулы...(у детей!). :) Не знаю есть ли у Вас время заниматься чужими проблемами...Но вынужден Вас просить, хотя бы, подсказать с чего начать и где можно почитать по этим вопросам. Сделать то не только хочется, но и надо (какая-то работа детская там происходит!).

Всего хорошего!
rms
Заинтересованый
Откуда: Москва
С нами: 10 лет 11 месяцев

Сообщение #40 VEG » 17.06.2006, 12:42

Для реализации сперва необходимо решить, как будет выглядеть аппаратная часть обозначенной задачи. Есть несколько вариантов:
1. Несколько аудиокарт 5.1 или 7.1 - передается одновременно 6 или 8 каналов с одной аудиокарты для разных комнат соответственно
2. Много стерео аудиокарт - от каждой по 2 канала
Второй случай скорее всего не подойдет, т.к. вам придется подключить более 10 аудиокарт, для чего скорее всего в компьютере не найдется столько PCI слотов. Да и энергопотребление... Так что первый вариант, имхо, лучше. Только больше придется помучаться с разводкой проводов.
Софтовое решение должно уметь формировать различные потоки аудио на конкретные каналы определенной аудиокарты - например, 3 канал 2-й аудиокарты. Реализуется стандартным WinAPI. Формируем в реальном времени в буфере поток для отправки на аудиокарту - для каждой аудиокарты сразу на все каналы одновременно. Если на данном канале сейчас не должно ничего играть - забиваем нулями... В принципе, идея ясна сразу. Это с реализацией придется помучаться.
Все справки по WinAPI найдете в MSDN.
С наилучшими пожеланиями, Евгений
VEG M
Администратор
Аватара
Возраст: 29
Откуда: Минск, Беларусь
С нами: 11 лет 6 месяцев

Сообщение #41 rms » 19.06.2006, 06:05

Да, конечно. Идея ясна: стоит бригада из 20 мужиков и каждый читает свою книгу, а бригадир ходит и пасти им затыкает в соответствии со сценарием.
Пара вопросов. Хватит ли мощности компа? Фактически играть то будут все 22, не смотря на 000000 в 20-и из них.
Не подскажите ли источники на русском, которые считаете хорошими. Я поискал. Нашёл кое-что. Ваши могут быть лучше.

Всего хорошего.
rms
Заинтересованый
Откуда: Москва
С нами: 10 лет 11 месяцев

Сообщение #42 VEG » 19.06.2006, 12:34

rms писал(а):Пара вопросов. Хватит ли мощности компа? Фактически играть то будут все 22, не смотря на 000000 в 20-и из них.
Не подскажите ли источники на русском, которые считаете хорошими. Я поискал. Нашёл кое-что. Ваши могут быть лучше.
Всего хорошего.
Если каждый канал подключать не напрямую к динамикам, а через усилители, то все будет ок.
На русском обратите внимание на сайт http://www.rsdn.ru
С наилучшими пожеланиями, Евгений
VEG M
Администратор
Аватара
Возраст: 29
Откуда: Минск, Беларусь
С нами: 11 лет 6 месяцев

Сообщение #43 rms » 19.06.2006, 22:25

VEG писал(а):[quote="rms"]Хватит ли мощности компа? Фактически играть то будут все 22, не смотря на 000000 в 20-и из них.
Если каждый канал подключать не напрямую к динамикам, а через усилители, то все будет ок.[/quote]

Спасибо за ссылку! По первому ощущению - интересный сайт.
Я имел в виду не ВАТТЫ. Если надо включить звук везде, то будет производиться обработка звука сразу по всем 22 каналам.

Всего хорошего.

P.S. А где менять профиль,вставить подпись? Не нашёл....
rms
Заинтересованый
Откуда: Москва
С нами: 10 лет 11 месяцев

Сообщение #44 Зелёный » 08.02.2007, 17:04

JSN писал(а):У меня такой вопрос, хоть и не по теме немного... Как же все-таки можно перекодировать DVD фильм в Theora со звуком Vorbis? Я в сети не нашел такой информации. Какие нужны программы и как их настраивать?
JSN, , чтобы закодировать DVD в Theora нужна программа, которая работает, как мэрджер, т. е. cводит VOB-файлы в один видеопоток. Воспользуйся программой DVD-decrypter.
Зелёный M
Модератор
Аватара
Возраст: 35
Откуда: Великий Новгород
С нами: 10 лет 4 месяца

Сообщение #45 byDunai » 23.04.2007, 00:36

Всем привет :)
Интересует такой вопрос: а cbr в ogg возможен?
byDunai
Заинтересованый
Аватара
С нами: 10 лет

Пред.След.

Вернуться в Статьи

Интересные статьи

cron