На сегодняшний день основными игроками на арене аудио форматов помимо MP3 и Ogg Vorbis выступают так же WMA, AAC и MPC. Почему же именно Ogg Vorbis мы считаем наиболее оптимальным выбором? Для начала предлагаем взглянуть на результаты «слепых» тестов, проведённых независимым сообществом Hydrogen Audio.
Как видно, на самых востребованных битрейтах Ogg Vorbis показал себя значительно лучше конкурентов. Подробности тестирования: 80kbps и 180kbps (на английском языке). Высокое качество — не единственное преимущество формата. Сравним Ogg Vorbis с другими форматами.
Почему не WMA?
Если вы читаете эти строки, то скорее всего вы интересуетесь и пользуетесь форматом WMA. Ну что же, это ваш выбор. Но мы хотим предупредить вас о том, что несет в себе этот формат. Быть может, вы сделали не совсем верный выбор - решайте сами.
1. Закрытость формата, разработанного в коммерческих целях
Никто точно не может сказать, какие сюрпризы может приподнести этот формат (например, специальные дыры для подключения исполняемого кода вирусов), но одно ясно - вы становитесь зависимы от разработчика формата, т.е. от Microsoft. Вы теряете возможность прослушивать свои композиции на альтернативных операционных системах; у вас нет свободы выбора кодеров (он всего один, невысокого качества, дистрибутив около 9Мб); за аппаратную поддержку данного формата вы оплачиваете неоправданные лицензионные отчисления; за коммерческое использование формата вы можете быть наказаны.
2. Наличие системы защиты от произвольного копирования (DRM)
Настоящая головная боль для пользователей - возня с сертификатами прав прослушивания мелодии и т.д. Это очень «приятный» подарок для пользователей Windows Media Audio, которые по неопытности скопировали свои диски в WMA, а после переустановки системы (копирования музыки на плеер или на компьютер друга) файлы начали отказываться проигрываться из-за отсутствия специального сертификата.
3. Большие потери качества при сжатии
WMA7 оказался по качеству лишь на уровне MP3, и даже хуже его в некоторых случаях.
WMA9 на самом деле тоже не так далеко ушел от MP3, и WMA 98kbps соответствует примерно MP3 128kbps, а при дальнейшем снижении битрейта идет сильнейшая деградация всех частот.
4. Наличие различных несовместимых версий
Из-за того, что архитектура формата WMA7 совершенно не поддавалась гибкой настройке, разработчики создали несовместимую версию WMA9, где наблюдался призрачный прирост качества. В итоге все программы, которые ранее поддерживали формат WMA, не могут проигрывать новый вариант формата. Наличие параллельных ветвей одного формата может вводить пользователя в заблуждение. Существуют следующие модификации: v1, v2, v7, v8, v9. Стоит отметить, что совместимость теряется только снизу вверх по версиям, поэтому все, что проигрывает WMA последней версии, будет воспроизводить и файлы всех предыдущих версий WMA.
5. Отсутствие гибких настроек кодирования
Кодер не предоставляет никаких возможностей для тонкой настройки процесса кодирования с целью повышения качетсва.
6. Отстутствие возможности улучшения качества сторонними разработчиками
Исходные коды кодировщика закрыты, спецификации - тоже. Никто кроме Microsoft не может заниматься доработкой кодировщика для повышения качества, скорости и гибкости кодирования.
7. Медленное развитие формата
За последние несколько лет формат ни разу серьезно не обновлялся. Корпорация Microsoft предпочитает тратить больше денег на раскрутку, нежели на повышение качества.
8. Низкая скорость кодирования
Вы потеряете много лишнего времени, которое можно было бы провести с пользой.
9. Небольшой промежуток тишины в конце мелодии
Из-за особенностей алгоритма кодирования для избежания «щелчка», как и в MP3, в конец мелодии дописывается 0.04 секунды тишины. Это фатально сказывается на нон-стоп музыке, где одна композиция плавно переходит в другую. Такое резкое затухание звука портит весь эффект и очень раздражает. Эти композиции фактически будут испорчены, и поэтому вам опять придется искать оригинал, чтобы получать полное удовольствие от прослушивания.
Почему не AAC?
Формат AAC обладает неплохим качеством. Но он, как и WMA, имеет коммерческую основу.
1. Существование нескольких несовместимых спецификаций формата
Не любой файл формата AAC сможет быть проигран при помощи стандартного декодера. При этом каждый разработчик тянет ковер в сторону своей спецификации. Это значит, что если ваш плеер и поддерживает какой-то AAC, это совершенно не значит, что он проиграет любой файл этого формата.
2. Полная поддержка всех профилей до сих пор не реализована
Не существует ни одного программного или аппаратного плеера, где была бы реализована поддержка всех профилей формата AAC.
3. Сильная запатентованность алгоритмов
Все патенты на алгоритм AAC принадлежат Fraunhofer. За аппаратную поддержку данного формата вы оплачиваете неоправданные лицензионные отчисления. Нет возможности свободно пользоваться форматом в коммерческих целях.
4. Закрытость кода большинства кодировщиков
У свободных разработчиков нет возможности улучшать формат. Развитие формата полностью зависит от желания официальных разработчиков сделать что-то лучше.
5. Низкая популярность
Малое количество программного обеспечения поддерживает этот формат. Реализации формата на рынке аппаратных плееров достаточно плачевны, и существуют лишь в виде поддержки нескольких различных спецификаций или профилей по отдельности.
Почему именно Ogg Vorbis?
Предлагаем к использованию альтернативу - формат Ogg Vorbis, открытый для всех, свободный от патентов, созданный специально для вас! Вот лишь малая часть его преимуществ:
1. Полная открытость и свободность формата
Все спецификации формата и исходные коды кодера/декодера опубликованы на официальном сайте, что может гарантировать безопасность формата. Формат поддерживается всеми существующими в наше время операционными системами, все больше производителей создают аппаратную поддержку этого формата в своих плеерах. Вы можете свободно использовать формат в любых целях. Открытость исходных кодов благоприятствовало появлению альтернативных кодеров со значительно улучшенными показателями скорости и качества кодирования, что создало широкий выбор совместимых между собой кодировщиков.
2. Отсутствие всяческих систем защиты от произвольного копирования
Из-за того, что формат открытый и свободный, таких пакостей в нем быть просто не может. У вас сохраняется свобода перемещения с вашей же коллекцией музыки. У вас остается полная свобода выбора средств для прослушивания вашей музыки.
3. Минимальные потери качетсва
Разработчики данного формата добились великолепного сохранения качества даже на низких битрейтах. Например, 98kbps WMA (128kbps MP3) соответствует всего лишь 48-64kbps OGG, а это значит что при значительно меньшем объеме файла вы получаете лучшее качество.
4. Полная совместимость всех кодеров
Выбирая любой понравившийся вам кодер Ogg Vorbis вы можете быть уверены, что полученные им файлы без проблем будут проиграны вашим любимым плеером.
5. Возможность гибкой настройки кодера
Вы можете полностью контролировать процесс кодирования. Настройки позволяют устанавливать вам самые невероятные значения. Например, как вам частота дискретизации 12345Hz? Или битрейт всего 4kbps (для кодера Floggy)? Любителей поэкстремалить должен удивить возможный максимальный битрейт 500-700kbps (для кодера GT3).
Кодер вы можете настроить именно на свое ухо, а не только на среднестатическое, что позволяет добиваться наиболее идеального звучания.
6. Большие перспективы повышения качества и возможностей формата
Не глядя на то, что уже сейчас формат переплюнул всех своих конкурентов, он продолжает развиваться и удивлять своими новыми возможностями. Ведь это - открытый формат, и его разработком и улучшением занимаются люди со всего мира. В разных частях света разрабатываются альтернативные кодеры, где постоянно увеличивается качество, гибкость настройки и скорость кодирования. Наиболее высокие достижения в повышении качества уже были достигнуты в альтернативных совместимых кодерах aoTuV (для низких и средних битрейтов) и GT3 (для высоких битрейтов).
7. Мощная система тегов
У вас есть полная свобода работы с тегами. Мало того, что вы можете создавать собственные нестандартные теги, так еще и содержимое самих тегов может быть любого типа - будь то это текст песни или фотография обложки альбома. Все теги хранятся в UTF-8, поэтому заполнять их вы сможете не любом языке, и при этом у вас никогда не возникнет проблем с кодировками.
8. Высочайшая скорость кодирования
Новый оптимизированный кодер Archer на базе aoTuV дает выигрыш в скорости кодирования в 3-4 раза, если сравнивать с WMA; и в 2 раза, если сравнивать с MP3 LAME. Теперь вы можете максимально быстро сжимать ваши AudioCD для сохранения музыки на компьютере.
9. Сохранение оригинальной продолжительности мелодии
Ogg Vorbis не увеличивает продолжительность композиции т.к. он не добавляет в начало и конец мелодии тишину. Это очень актуально для нон-стоп музыки, где одна композиция плавно переходит в другую, и даже малейший «щелчок» портил бы весь эффект. Вы, наконец, сможете насладиться полнотой всей картины вашей любимой музыки.
10. Море очень приятных особенностей формата
Например, в одном файле может быть сразу несколько композиций со своими тегами. При загрузке такого файла в плеер должны отобразиться все композиции, будто их загрузили из нескольких различных файлов.
Возможность выполнения простых операций редактирования (вырезать начало или конец, склеить два фрагмента и т.д.) без пережатия должна обрадовать тех, кто столкнется с задачей вырезать нужный фрагмент или удалить тишину в начале и конце композиции.
До 255 каналов независимого звука! Представляете себе аудиосистему будущего с 255 колонками? Разработчики явно подумали о будущем заранее.