Vorbis — свободный формат сжатия звука с потерями, официально появившийся летом 2002 года. По функциональности и качеству аналогичен таким кодекам как AAC, AC3 и VQF, превосходящим MP3. Психоакустическая модель, используемая в Vorbis, по принципам действия близка к MP3 и подобным, однако математическая обработка и практическая реализация этой модели существенно отличаются, что позволило авторам объявить свой формат совершенно независимым от всех предшественников.
Контейнер
Для хранения аудиоданных в формате Vorbis чаще всего применяется медиаконтейнер Ogg, такой файл обычно имеет расширение .ogg и называется двойным именем «Ogg/Vorbis»[xiph 1] или «Ogg Vorbis»[xiph 2]. Однако «Ogg Vorbis» называют и сам кодек без контейнера, так как он является частью проекта Ogg[xiph 1].
Применение
На 2007 год распространён существенно меньше, чем MP3. По всевозможным оценкам является вторым по популярности форматом компрессии звука с потерями. Широко используется в компьютерных играх и в файлообменных сетях для передачи музыкальных произведений.
Vorbis идеален для применения в качестве звуковых дорожек фильмов, так как не изменяет их длину при переменном битрейте, что позволяет сохранять синхронность с видеодорожкой и применим для многоканального звука (например 6-канальный звук DVD).
В 2010 анонсирован как часть проекта WebM вместе с видеокодеком VP8.
Метаданные
Основная статья: Комментарии Vorbis
Формат изначально разрабатывался с возможностью потокового вещания. Это даёт формату достаточно полезный побочный эффект — в одном файле можно хранить несколько композиций с собственными тегами. При загрузке такого файла в плеер должны отобразиться все композиции, будто их загрузили из нескольких различных файлов.
Формат имеет гибкую систему тегов. Заголовок тегов легко расширяется и позволяет включать тексты любой длины и сложности (например, текст песни), перемежающиеся изображениями (например, фотографиями обложек альбомов). Текстовые теги хранятся в UTF-8, что позволяет писать на нескольких языках одновременно и исключает возможные проблемы с кодировками.
Битрейт
Ogg Vorbis по умолчанию использует переменный битрейт, при этом значения последнего не ограничены какими-то жёсткими значениями, и он может варьироваться даже на 1 kbps. При этом стоит заметить, что форматом жёстко не ограничен максимальный битрейт, и при максимальных настройках кодирования он может варьировать от 500 до 1000 кбит/с. Такой же гибкостью обладает частота дискретизации — пользователям предоставляется любой выбор в пределах от 2 до 192 кГц.
Цель разработки
Vorbis был разработан сообществом «Xiphophorus» для того, чтобы заменить все платные запатентованные аудио форматы. Несмотря на то что это самый молодой формат из всех конкурентов MP3, Ogg Vorbis имеет полную поддержку на всех популярных платформах (Microsoft Windows, Linux, Apple Mac OS, PocketPC, Palm, Symbian, DOS, FreeBSD, BeOS и др.), а также большое количество аппаратных реализаций. Однако несмотря на все свои преимущества перед конкурентами, популярность данного формата оставляет желать лучшего.
Проект Ogg
Стоит заметить, что Vorbis является всего лишь небольшой частью мультимедиапроекта Ogg, в который также входят свободные кодировщики: Speex — для сжатия голоса; FLAC — для сжатия звука без потерь; Theora — для сжатия видео.
Для хранения звука в Vorbis используется формат‐контейнер Ogg.
Преимущества Vorbis
Отсутствие патентных ограничений.
До 255 каналов.
«Sample accurate» — звуковые данные не будут иметь смещений, дополнительных или потерянных семплов относительно друг друга.
«Streamable» — поддержка поточного воспроизведения.
Эффективные алгоритмы переменного битрейта.
Частота дискретизации до 192 кГц.
Разрядность до 32 бит.
Гибкий Joint stereo.
Гибкая психоакустическая модель.
Теги хранятся в Юникоде, а не в национальной кодировке.
Реализации
Благодаря открытой модели разработки и распространения существуют несколько вариантов программных кодеров и декодеров Vorbis
Официальные программы и библиотеки
Официальная реализация от разработчиков стандартов Ogg и Vorbis, фонда Xiph.Org, распространяется под лицензиями типа BSD и GNU LGPL.
Официальной программой-кодировщиком является свободная oggdropXPd, существующая в разных вариантах исполнения: используются библиотеки libVorbis или aoTuVb, и оптимизация под разные процессоры.
aoTuV
Версия от японского разработчика Aoyumi. Благодаря улучшенной психоакустической модели достигается значительно более высокое качество звука, при этом aoTuV не нарушает совместимость с официальным стандартом. Хотя Aoyumi не является официальным разработчиком кодека Vorbis, его заслуги оказались настолько высоки, что в официальные библиотеки версии 1.1.0 от 22 сентября 2004 года был добавлен разработанный им код (beta 2). Последняя версия — Beta 6.03 от 25 апреля 2011 года.
Общепринятой практикой является использование последних версий утилит и библиотек от Aoyumi (особенно при работе с битрейтом ниже 64 кбит/с), а не Xiph.Org.
Lancer
Японский разработчик Nyaochi работает над увеличением скорости кодирования в формат Vorbis. Его версия, называемая Lancer, основывается на актуальных версиях aoTuV. Благодаря оптимизациям кода под современные процессоры достигается существенное увеличение скорости кодирования и декодирования (на десятки процентов, в некоторых условиях в несколько раз). Качество при этом страдает весьма незначительно. Его последняя разработка датирована 10 ноября 2006 года.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Vorbis